Поболтали с Вечным Летом #VLInterview
Иван Старцев
С музыкантом и главой лейблов Иваном Старцевым беседуют авангард-артистка Леба Вафельникова и музыковед Николай Титов.
Вопрос: Иван, привет! Ты — лидер группы Марсу Нужны Любовники, автор сольных проектов, диджей, организатор концертов и вечеринок, продюсер, руководитель лейблов, гость подкастов... Как удаётся совмещать обширную продюсерскую работу с собственным творчеством и выступлениями?
Иван: Надо признать, что лейблы сейчас занимают основное мое время и на сольные проекты остается совсем немного. А в целом, наверное, надо научиться делегировать полномочия, например, я полностью отказался от работы над сведением и мастерингом и передал это профессионалам, могу заодно порекомендовать Ильназа Тарханова (vk.com/crampmusic) — отличный звукоинженер. Плюс у меня нет привычки откладывать что-то на потом, я стараюсь работать без выходных, да и мне просто нравится все, что я делаю.
Вопрос: Создаётся впечатление, что ты делаешь ремиксы каждый день: еженедельные пятничные плейлисты, различные тематические подборки. Так ли это на самом деле? Какие треки становятся основами для твоих ремиксов?
Иван: У меня был период, когда я делал по три ремикса в неделю, заодно писал себе, группе и другим людям, но, например, в этом году я не выпустил еще ни одного, нахожусь в поисках нового звучания, плюс мы отправились с женой в кругосветное путешествие, поэтому музыки будет немного меньше какое-то время. Основой для ремиксов становятся композиции, которые издаются на моих лейблах Soviett и Figura Music, плюс какие-то дружественные запросы, так сказать.
Вопрос: Справедливо ли будет предположить, что соло-проект IVAN STARZEV и группа Марсу Нужны Любовники — контрастно разные проекты по своей творческой сути? Какие ещё музыкальные проекты за историю твоей деятельности можно выделить?
Иван: Да, это абсолютно разные проекты, в первую очередь по звучанию. Все же МНЛ ближе к поп/рок музыке, а сольные треки — танцевальная электронная музыка. Также надо учесть, что Марсу нужны любовники — это коллективное творчество, помимо меня в группе есть еще 3 музыканта, директор, смм-менеджер/художник и звукоинженер, поэтому любая идея одного из нас в итоге обрастает предложениями, редакциями, а может и вообще быть отклонена; проще говоря, даже сам рабочий процесс отличается в корне от собственноручной деятельности. Помимо вышеупомянутого был проект Solus Town, который выпустил пару брейкбитов-релизов в 2006, вроде; год или полтора я участвовал в группе Сансара, где больше скорее прыгал на сцене, чем участвовал музыкально; также я был участником проекта Ильи Лагутенко Горностай, под этим именем вышел альбом «Воздух свободы» в 2010 году; а самое, пожалуй, необычное — группа Killorgiveup или K1LLRGVP, проект Феликса Бондарева (RSAC), в 2012 году мы в виде дуэта выступили на фестивале витч-хаус музыки в Вильнюсе, и на этом, видимо, проекта не стало, зато остались жуткие видосы на ютюбе, где я в футболке с надписью «Мы все умрем» трясу длинными волосами, а Феликс что-то кричит в микрофон под нойз. Странное веселое время.
Вопрос: Можно ли назвать Марсу Нужны Любовники «бойз-бэндом»? Как ты в целом относишься к категориям и явлениям массовой культуры в собственных проектах?
Иван: Я как-то где-то в интервью назвал нас бойз-бэндом, и после этого Серега Кузнецов (участник Марсу нужны любовники) попросил больше не употреблять данное слово по отношению к нам )) Так что если он своего мнения не изменил, то нельзя. Я абсолютно всегда за массовую культуру!
Вопрос: Радио «Комсомольская правда» — одна из площадок, принявших твоё творчество в ротацию. Сохраняют ли современные радиоэфиры ту же влиятельность, как раньше? Или же правильнее сказать, что музыка «ушла в интернет»?
Иван: Я не слежу за радиостанциями, не знаю, насколько честны их рейтинги, и мне сложно судить об их влиятельности хотя бы потому, что нас особо никогда крупные радиостанции не поддерживали и мы всегда больше внимания уделяли интернету. Я искренне благодарен всем радиостанциям, которые берут наши композиции в ротацию и нисколько не сомневаюсь в том, что есть люди, которые услышали группу Марсу нужны любовники именно там, но мне проще ориентироваться по стриминговым платформам, плейлистам и т. п.
Вопрос: Иван, ты являешься главой лейблов Soviett (disco, nu disco, oldskool disco vibes, balearic house, synthpop & synthwave), BassyFassy (dubstep, bass, electronica, trap, experimental) и многих прочих. Soviett сейчас — один из самых активных и влиятельных. Расскажи, как он появился? Сколько у него сейчас насчитывается саббрендов? Какие перспективы видишь в дальнейшем?
Иван: Лейбл Soviett создавался для реализации своего творчества, многие крупные на тот момент издания ворочали носом, либо просто игнорировали, пришлось создать лейбл под себя. Но не прошло и месяца, как выяснилось, что таких, как я, музыкантов очень много и огромному количеству музыки, написанному в стол, нужна реализация. Мой товарищ, пермский диджей Сергей Keysi, руководил каким-то крупным пабликом, вроде, Nu DIsco Tunes он назывался, ну и сообщил в этом паблике, что мы запустили площадку для музыкантов, которые делают хаус, синтвейв, нью диско. Результат себя долго ждать не заставил, уже через полгода релизы стали выходить по несколько раз в неделю, а сейчас чуть ли не каждый день. За годы работы мы обросли хорошими контактами с модераторами плейлистов и стриминговых платформ, наши релизы каждую неделю попадают в крупные подборки и рекомендации, а география артистов насчитывает сегодня все континенты, даже из Новой Зеландии музыканты есть. В какой-то момент я разбил Soviett на саблейблы, так появились Soviett Electronic для синтвейв музыки, Soviett Lenivo в основном для лаунжа и всякого chill хауса, Soviett Rave ориентированный на джангл, брейкбит, техно и рэйв звучание 90-х, Soviett Union для русскоязычных релизов, Soviett Redisko для диско музыки, ну и сам Soviett, там сегодня в основном преобладает тру хаус и инди дэнс. Перспективы постоянно рисуем и осуществляем, выпускали винил, выпускали кассеты, делали вечеринки в Питере и Сочи, выпустили две коллекции одежды, кстати, последнюю можно заказать прямо сейчас здесь: merchup.ru/collection/soviett.
Вопрос: В подкасте Кулзвук в 2021 году ты подробно рассказал о насущном для музыкантов: плюсах и минусах работы с лейблами, принципах отбора материала, нюансах, связанных с документацией. Изменилось ли что-либо за последние несколько лет? Как сейчас обстоят дела в этой сфере?
Иван: В общем-то все, о чем я говорил, и произошло. Музыканты пробовали издаваться самостоятельно, но все же выбрали работу с лейблами, и это самое верное их решение. Сейчас уже очевидно, что лейблы дают больше возможностей для музыканта, соответственно, узнаваемости, финансов и прочего тоже. Изменилось многое с уходом спотифай из РФ и с отключением монетизации в тиктоке и ютюбе, но люди умеют быстро адаптироваться под новые реалии, поэтому прямо сейчас мы можем наблюдать, как площадки типа яндекса и ВК колоссальными темпами осваивают и внедряют новые инструменты.
Вопрос: К слову о подкастах — есть ли у тебя в планах создание собственного? Чему бы он (был гипотетически) посвящён? Есть ли у тебя любимые музыкальные подкасты, чем-либо сильно выделяющиеся на фоне остальных?
Иван: На данный момент подкасты не планирую, в силу того, что мне не хватает часов в сутках. Я решил ради эксперимента попробовать вести телеграм-канал о кругосветном путешествии и попытаться снимать какие-то видеозарисовки на эту тему, первые результаты уже имеются, оценить можно тут: t.me/drstarzev. Слушать подкасты тоже времени нет особо, я предпочитаю читать музыкальные новости в телеграм-каналах, есть у меня про новые альбомы, есть про электронику, есть про историю музыки. Ну и отслеживаю все новинки, чаще всего слушаю альбомами во время пробежек.
Вопрос: Если говорить конкретно о площадке VK, некоторые паблики получают статус кураторов. На твой взгляд, что несёт в себе этот статус? Какую разницу для музыкантов имеет поддержка лейбла и кураторской группы?
Иван: Насколько я понял вопрос, речь идет о кураторских плейлистах, которые отображаются на главной странице ВК. Мы были одними из первых, кто получил кураторство еще пару лет назад, если не больше, это плейлист Русская Кибернетика, Женя Свалов и Саша Киреев, авторы одноименного шоу, тщательно отбирают лучшую российскую электронную музыку и каждую неделю обновляют плейлист, чтоб все интересующиеся были в курсе новинок. Кстати вот он, подпишитесь: vk.com/music/album/-27623429_44535581. По сути, кураторство — это и есть один из способов поддержки, отличный бонус для артистов. Скажем так, лейбл гарантирует, что музыка будет услышана тысячами людей, а пойдет она в народ дальше или нет — покажет время.
Вопрос: Вопрос, пожалуй, предсказуемый, но от этого не менее важный: какие три совета ты дал бы исходя из своего опыта музыкантам, мечтающим попасть на один из твоих лейблов? Существуют ли «красные флаги» в присылаемом материале или в подаче себя, которые сразу ведут к отказу?
Иван: Я все отслушиваю лично, что присылают. Хотелось бы попросить присылать финальные версии композиций с финальным мастерингом, а не минутные демки с вопросом «как тебе?». Также я бы рекомендовал не заваливать людей сообщениями по субботам и воскресеньям )) Иногда хочется ругаться матом, когда человек находит твой телеграм и посреди ночи начинает заваливать сообщениями типа «я от Олега, послушай, алло, чо молчишь». Возможно, это очень банальные вещи, но мы действительно пришли сегодня к тому, что это надо озвучивать. В целом у меня нет красных линий, я отвечаю всем, и если материал не подходит для одного лейбла, мы найдем, куда его пристроить.
Вопрос: Спасибо за крайне информативную беседу! Чего бы ты хотел пожелать аудитории Vечного Lета?
Иван: Вечное лето — это паблик, основанный настоящим меломаном и экспертом в российской музыке Максимом Якушиным, паблик рос на моих глазах, превратился в лейбл и заимел настоящую живую аудиторию. Я желаю ВЛ стать еще влиятельнее, а всем подписчикам ВЛ желаю не стесняться ставить лайки и репостить ;)